Я составила карту проживания моих учеников. Страшно! Знаете, сколько детей опаздывает? А какой ответ встречается чаще всего? «Заснул в метро (автобусе), проехал остановку…» Я ОЧЕНЬ ценю ваше доверие и признание, уважаемые родители! Я восторгаюсь нашими детками. Но мозг усиленно ищет выход из создавшейся ситуации. Сразу оговорюсь: думаю о работе в следующем учебном году!
Пока вижу несколько вариантов.
1. По возможности переходить на занятия по скайпу. Пробовала,получается. НО: то, что решил ребенок, я вижу только после того, как он мне пришлет фото. Сложновато. Сама я работаю с графическим планшетом. Настроить камеру на тетрадь — значит, не вижу мыслительный процесс на личике, не читаю ребенка.
2. Создать группки. Сложно, так как разный уровень, требования, да и все учатся по разным программам. Как вариант: групповое занятие по определенной тематике. В основном, конечно, для учеников 5,7,9 классов. Можно в скайпе, но — личное общение никто не отменял!
Давайте вместе подумаем, как разгрузить детей! Готова выслушать самые разные предложения!
Доброго всем дня!
Я проживаю в Германии и хотела бы рассказать, как здесь обстоят дела с дополнительными занятиями для детей.
Преподавание в школах в основном качественное, учителя добросовестные и объективные, предусмотрен разный уровень изучения материала. Дети более мобилизованные и мотивированные, поскольку доходы в обществе прямо пропорциональны уровню образования. Поэтому основная цель школы и школьника — развить каждого (и каждому развиться) по максимальному уровню его одаренности. Крайне нелицеприятным считается у родителей учить ребенка через силу, принуждать к зубрежке, проверять уроки, наказывать за плохие оценки. Поэтому потребности в репетиторах возникают в Германии значительно реже, чем в современной России. Но все-таки возникают. Когда?
Во-первых, если школьник поступает в вуз на специальность, предусматривающую конкурс аттестатов (аналог ЕГЭ +оценки за последние два года +награды, призы, дипломы соревнований / конкурсов +отдельно средний балл по профильному предмету…). В немецких государствнных вузах все студенты, даже иностранцы, бюджетники, поэтому государство контролирует свои потребности и заранее определяет, на какие специальности ограниченный прием, а стало быть и конкурс (например, врач, инженер), а на какие поступают все желающие (например, ученый-биолог — слишком большой отсев, и потребности государства много лет не перекрываются). Если школьник поступает на очень престижную специальность, то чтобы попасть в приличный вуз, после которого можно хорошо трудоустроиться, он должен иметь отличные оценки по всем предметам. Например, будущий врач должен иметь высший балл как по математике, которая включает в себя и статистику, и стохастику, и матрицы, и стереометрию, так и по литературе, а это собственноручно написанные в школе эссе по всем канонам жанра, и сравнительный анализ Шиллера и Данте объемом около 20 страниц А4.
В этом случае родители школьников скидываются и оплачивают групповые занятия по 3-4 ребенка раз в неделю. Занятие состоит из анализа домашних заданий, объяснения новой темы и выдачи новых домашних заданий. В течении недели группа встречается 1-2 раза у кого-нибудь дома без репетитора, чтобы обсудить проблемы и сравнить решения.
Надо сказать, что в Германии обучение 12-летнее, поэтому описанный метод касается 17-19 летних школьников. Утомляются? Да, конечно. Переутомляются? Бывает. Но при высоком уровне заинтересованности, азарте целенаправленности это не так уж и страшно. Молодежь проверяет себя. Ведь врачу потом придется работать с перегрузками, и у инженеров во время сдачи проекта стрессы.
Второй вариант — проблемы переходного периода. Учебные программы в Германии раньше были выверены, сильны были межпредметные связи. Физика например преподавалась на базе математики. Сейчас страна переходит на единую учебную программу (раньше и программы, и учебники, и длительность обучения в школе в каждой земле были свои), поэтому часто происходят нестыковки. На сегодняшний день например все учителя отмечают невысокий уровень учебника по физике. В связи с этим резко возрастает роль педагога, и страдают болезненные дети, вынужденные часто пропускать занятия и пользоваться не раздаточным материалом с объяснениями учителя, а учебником.
В таких случаях родители оплачивают индивидуальные нерегулярные занятия с репетитором. Репетитор приезжает на дом к выздоравливающему ученику и в его темпе готовит его к ближайшей контрольной работе. Контрольная работа по математике включает в себя обычно 8-10 задач и примеров без калькулятора и столько же с калькулятором — по 2-3 задачи на 3-5 предыдущих тем. То есть такой миниэкзамен.
Переутомление таким детям не грозит, так как они занимаются за 2 дня до выписки, еще не посещая школу или только начав занятия.
И наконец третий вариант. Ребенок неспособен к какому-нибудь предмету, и ему грозит перевод в основную или даже специализированную школу, после которых получить высшее образование крайне проблематично. Такому ребенку требуются регулярные строго индивидуальные занятия с репетитором. Если родители малообеспеченные, то репетитора оплачивают социальные органы. По моим оценкам около 20% гимназистов регулярно раз в неделю занимаются с репетитором по математике, примерно столько же — по иностранному языку. В этом случае безусловно перспектива переутомления весьма реальна, и вопрос этот решается родителями, очень серьезно и жестко. Они определяют приоритеты и отказывают ребенку в менее необходимом, например вместо двух спортивных секций оставляют одну, уменьшают количество телепередач, дискотек и прогулок. В выходные обеспечивают ребенку полноценный отдых.
Не знаю, поможет ли этот краткий обзор условий Германии, но основное мне кажется можно применить и в российских условиях: во-первых, помнить, что нельзя получить все, надо уметь от многого, даже важного и приятного, отказываться ради конкретных целей, и во-вторых, надо, чтобы это были цели не ваши, а вашего ребенка, вы же — только помощник и советчик в достижении этих целей. Думающий, заботливый, опытный помощник. Тогда ребенок будет работать на себя, а не на родителей за награду или во избежание наказания. А на себя всегда и работается эффективней, и утомляемость ниже.
В принципе правильно, понятно, что всего поиметь не получится. Но как ограничить ребенка, если у него все важно? Вот я про что. Моя Даша танцует и рисует, и то, и другое получается, особенно рисование, уже две выставки были. По воскресеньям она при церкви в детской группе занимается, тоже важно. А к математике она как раз неспособна.
Конечно, дочка устает. И правильно пишет Галина, от чего-то надо отказываться. Но если положа руку на сердце, я отказалась бы от математике. Даша любит детей и конечно нельзя сказать, кем она станет, но уж точно не математиком. Может сама деток танцам учить будет или рисованию или книжки иллюстрировать. А математика ей как бы в нагрузку.
Так что не работает это, отказаться от важного и интересного ради того, чтобы дочка не утомляясь учила математику, которая ей не пригодится, а просто она обязана ее учить.
Здравствуйте.
Я про то, что ребенку важно самому хотеть учиться, тогда и утомляться меньше будет. Это верно, мой хочет историей заниматься, так он уже сейчас историка в школе за пояс заткнет и не утомляется вообще, хоть до ночи читать про древние времена будет. Сайт свой создал про историю. А на все остальное плюет и ему неинтересно. Жена только что не танцует перед ним, никакого желания. Вот может у кого рецепт есть, как сделать, чтобы ребенок сам хотел и другими уроками заниматься, а не только ремня боялся?