Оговорюсь сразу – я не люблю преподавать олимпиадную математику, я не совсем понимаю фразу «готовлю к олимпиадам».
Но обстоятельства всегда диктуют свои условия. И мне все-таки пришлось подойти к этому вопросу серьезно.
Чем же олимпиадные задачи отличаются от заданий повышенной сложности? Нестандартностью формулировок, неожиданными поворотами в решении.
Да, умение предлагать нестандартное решение, не бояться экспериментировать – очень важны для людей, подступающих к решению олимпиадных заданий. В этом плане частенько действует фраза: «Я мало знаю, поэтому рискну предположить.»
Удивительно, но детям начальной школы проще решить ряд олимпиадных задач, чем детям более старшего возраста. И отсюда первый вывод: приступать к решению нестандартных заданий лучше раньше.
Несмотря на то, что олимпиадные задачи нестандартные, их все-таки можно классифицировать и систематизировать. Любой курс подготовки к олимпиадам разбивается на темы. При составлении нашего курса олимпиадных задач это было самым легким этапом. А вот что было действительно сложно, так это составить грамотно и максимально доступно объяснения к задачам, теорию.
Вообще, за годы занятия репетиторством я привыкла, что объяснения должны быть максимально доступными. Каждая задача, предлагаемая нами, обсуждалась (в том числе с детьми-экспертами) на пробных занятиях.
Пробных занятий было несколько: очное (в малой группе и индивидуальное), по скайпу в режимах «Решаем сразу» и «Подумайте сами – объяснения потом».
Что я готова выбрать? Конечно, очное в малой группе – в приоритете. Дети обсуждали, думали, невольно «подгоняли» друг друга. В общем, час пролетел быстро, насыщенно и с пользой.
Занятие по скайпу «Решаем сразу» породило массу проблем. От чего я отказываюсь.
Занятие «Подумайте сами – объяснения потом» я считаю очень даже возможным. Особенно, если ребенок далеко от Москвы (или далеко от места проведения курса). Немного подробнее об этом виде занятий.
На сайте выкладывается ряд задач по определенной теме и минимальная теория. Несколько дней ребенок может решать задачи и присылать свои решения учителю.
Во время занятия мы даем возможность объяснить своё решение (общая конференция), обсуждаем вместе пути решений, обобщаем теорию, даём грамотно оформленное решение и порцию задач для закрепления. Решения этих задач ребёнок так же отсылает учителю (ограничения по времени нет) и получает исправления и рекомендации в письменном виде.
А что бы выбрали вы?
Мне нравится почти всё, кроме неограниченного срока возврата решения задач (в конце). Любой срок должен быть ограничен, это подстегивает шалопаев, а их даже среди одаренных ой как немало!
Соглана. Спасибо, продумаем ограничение по времени
Хорошая идея. Я целиком за. Такое предложение еще. Дети очень рады, если их успехи оценят другие. Высылайте грамоты или там сертификаты о прохождении например первой ступени подготовки по е-майлу, все по-серьезному, с регистрационном номером — это мобилизует и очень мотивирует.
Для слабеньких детишек можно учредить номинацию за личные успехи.
Конечно, не надо сообщать, что это для слабых. Просто если ребенок решит на 2 задачи больше, чем раньше, то его номинируют, вышлют свидетельство и опубликуют номер свидетельства с его именем на сайте. Это очень мотивирует!