ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ребенку предлагают три слова, не связанные между собой по смыслу. Например, «корова», «ручка», «небо». За 10 – 15 минут нужно составить как можно больше предложений с этими словами. Можно изменять число, падеж этих слов, использовать другие слова.
НАЙДИ ОБЩИЕ СВОЙСТВА
Ребенку предлагают два не связанных между собой слова. Например, «ласточка», «чашка». Нужно найти как можно больше общих свойств между этими предметами.
НАЙДИ ПРЕДМЕТ ПО ПРИЗНАКУ
Ребенку предлагают три признака, по которым нужно назвать как можно больше предметов. Например, «красный», «круглый», «съедобный». Варианты: помидор, яблоко… Можно попросить дополнить названный предмет еще какими-либо свойствами. Станут ли они признаками для других предметов?
НАЙДИ ПРЕДМЕТ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ СВОЙСТВАМИ
Называете любой предмет. Нужно назвать как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному. Можно выстраивать цепочку: критерий — свойство – противоположное свойство – предметы.
Например, дом – размер – большой – маленький – улей,
— пространство – закрытое – открытое – поле…
НАЙДИ СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Называете любой предмет. Нужно найти как можно больше способов его применения.
УЧИМСЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Называется знакомый предмет. Например, шкаф. Нужно дать письменно наиболее точное определение. Определение должно включать в себя все существующие признаки предмета и не касаться несущественных.