Мне, как репетитору, часто задают вопросы о том, с какого возраста нужно начинать заниматься с ребенком математикой, нужны ли дополнительные кружки, как я отношусь к ментальной арифметике… Видимо, пришло время ответить на эти вопросы.
Итак, начнем с того, что волей-неволей ребенок сталкивается с математикой с самого раннего возраста. Вспомните считалочки о пальчиках: «Сорока – воровка…» «Где у мишки ручка? А где вторая?» Это занятия математикой? Да! Ребенок подрастает, помогает по хозяйству (Они пока это еще любят!) – принести вилки по количеству сидящих за столом, например. Или достают три картофелины для супа. Это тоже математика. Математика – она везде. Когда начинать ребенка обучать целенаправленно числам, действиям с ними, задачам? Все зависит от ребенка. Я против того, чтобы проводить занятия за партой до 7 лет. Вы не сможете удержать внимание ребенка дольше 10 минут, увы. Я – за игры! А играть можно в любом возрасте. Самые простые математические игры. Насыпьте в мешок вперемешку буквы и цифры (пластмассовые или даже просто бумажные), вытаскивайте по очереди из мешка и раскладывайте на 2 кучки – цифры отдельно от букв. Если в доме есть разные пуговицы – прекрасно. Но можно и купить. Самые дешевые, но обязательно с дырочками. Раскладывайте по количеству дырочек. Аппликации развивают мелкую моторику. А если сделать аппликацию в виде цифры? Сделайте заготовку из картона. Размажьте на ней пластилин. И прилепите столько же семечек (орехов, фасолин…). Я – за математический язык с самого раннего возраста. Следите за своей математической речью на элементарном уровне. Когда я была маленькой, на одном из новогодних представлений предложили всем громко посчитать: один, два, три… Так вот всего несколько детей начали счет со слова «один», остальные закричали «раз». Помню, со сцены детей поправили. Сейчас, увы, не поправляют. Но грамотная речь – залог того, что ребенок будет понимать задачи. Нужно ли готовить ребенка к школе? Да. Нужны ли подготовительные курсы? Да. В каком виде? Опять же – зависит от ребенка. Если вы нацелены на сильную программу по математике, то надо понимать, что к первому классу уже надо уметь считать, читать, понимать простейшие задачи, анализировать. И тогда в 6 лет нужно давать основы математики. Но опять же в игровой форме. Игры для развития логики, мышления, творческих и других способностей я публикую и буду продолжать публиковать. Моя любимая игра – машинные номера. Ходим, едем – вокруг нас машины. Мы складываем цифры номеров, соревнуясь, кто первый увидит, например, круглое число. Мы читаем буквы и придумываем математические слова, начинающиеся на них. И немного о ментальной арифметике. Мое мнение – ее прекрасно раскрутили. Да, дети учатся считать быстро. Не уверена, что в начальной школе им это очень пригодится. А вот решив пример в уме, очень сложно заставить себя записать все вычисления. Я знаю детей, которым в начальной школе разрешали ничего не записывать, кроме ответа, все решать в уме. К пятому классу начинались проблемы. Нарастал материал – увеличивались проблемы. Увы! Мое предложение родителям: играйте с детьми, разговаривайте, дайте им детство! Амбиции должны быть здоровыми. Есть масса интересных мест, где в игровой форме дети учатся. Например, мой сын учился в Доме Актеров. До сих пор вспоминает эти занятия с радостью, а на рисование продолжает ездить. Ищите педагогов, которые смогут поговорить с ребенком, сесть рядом, считать конфеты, делить шоколадки и мандарины, на сушках, апельсинах и печеньках изучать фигуры, научит придумывать задачи и анализировать. Провоцируйте ребенка на предметный спор, учите его аргументировать. Это принесет гораздо больше пользы. Лично мне так кажется.