Цикл историй «Когда у ребенка НЕТ проблем»
Добрый всем день. Сейчас я предлагаю обсудить ситуации, которые складываются, когда близкие, заботливые люди видят проблемы ребенка там, где их нет. Искренне переживают, волнуются, предпринимают меры, часто в ущерб себе, а бывает, что и в ущерб ребенку, не догадываясь оценить обстановку с иной точки зрения.
История 1. Дошкольница
Я закрыла зонт. Ливень неожиданно прекратился, и сразу появилось солнце. Летний день радовал свежестью и чистотой. Подходя к подъезду своего дома, я увидела соседок – двух Оль,
Ольгу и Оленьку.
Ольга, она же Баба Оля, находилась в периоде расцвета. Пережив в свои 57 лет почти одновременную смерть мамы и мужа, тяжелый переезд, болезненную травму плеча и вынужденный выход на пенсию, Ольга, несмотря на поддержку дочери и зятя, почти совсем завяла. Но внучка Оленька, оказавшись несадовским ребенком, вернула ей радость жизни.
Веселая шаловливая плутовка обожала свою бабушку и вовсю пыталась командовать ею. Ольга с радостью подчинялась своему ангелу, но далеко не всегда. Если дело касалось святых принципов – качественного питания, дневного сна, прогулок, баба Оля была непреклонна.
Сейчас Ольга подошла ко мне поздороваться, а Оленька весело побежала к большой луже обновить яркие резиновые сапожки.
— Галя, я вот что хочу у тебя спросить,- лицо Ольги сделалось озабоченным, она покосилась на Оленьку и заговорила тише. – Вот ты психолог, скажи, может Оленька…- голос бабушки дрогнул, — может она отстает в развитии?..
Честно говоря, мой опыт говорит, что любой ребенок за длинный период своего развития то отстает от «среднего», то есть несуществующего, ребенка, то опережает его. А обычно в чем-то отстает, а в чем-то опережает. Ничего странного, а уж тем более плохого, в этом чаще всего нет. Но у бабушки следовало сначала узнать причину ее беспокойства, а потом уже ее успокаивать.
Задавать наводящие вопросы не пришлось. Слова сами полились из взволнованной Ольги:
— Когда гулять не выйти, мы с Оленькой дома играем. Игру выбирает она сама. Чаще всего мы играем с ней в прятки. Оленька прячется, я ищу. И, Галя, она ВСЕГДА прячется в одно место! Я уже устала «искать» ее: «И под столом Оленьки нет, и под кроватью Оленьки нет, и за шторой Оленьки нет, …а, вот она, Оленька, в шкафу!». Всегда она залезает в шкаф! Ну скажи, разве это нормально? Ребенку пять лет! Шестой!! Неужели она не может сообразить, что прятаться надо в разные места?!
Я ответила:
— Не знаю, Оль. Подожди пока, я сама с Оленькой поговорю.
Ольга пошла по дорожке, а я направилась к уже выбравшейся из лужи Оленьке.
— Ну, здравствуй, Оленька! Как дела? Чем сегодня занималась?
— Здравствуйте, теть Галя! – лицо девочки расплылось в довольной улыбке, — в прятки с бабушкой играла! Она меня искала!
— А ты в разные места прячешься?
Взгляд у девочки потух, она грустно вздохнула и заговорила тихо и доверчиво:
— Нет, теть Галь, все время в одно место.
Кинув быстрый взгляд на бабушку – не слышит ли, Оленька подвинулась поближе и зашептала:
— Бабушка совсем старенькая, ничего не помнит. Я так жду, когда она наконец выучит, куда я прячусь! Тогда можно будет в другие места прятаться. А она так долго не может про шкаф запомнить!..
Замечательные люди, бабушка с внучкой. Бережные, заботливые отношения. Трогательная история, обнажающая нежность и глубину любви внучки. У девочки НЕТ проблем, и она прекрасно (во всех смыслах) развивается.
Но проблема есть у бабушки. Ведь она, от всей души любя внучку, причем отнюдь не слепой, а разумной любовью, не углядела тактичную заботу о себе, приняла ее за глупость.
Сама изо всех сил заботясь о девочке, бабушка не задумывалась о том, что ее внучка не кукла, безропотно и равнодушно принимающая ее заботы, а развивающаяся личность, которая впитывает в себя пример бабушки и сама уже хочет заботиться о близком человеке.
Интересно, что Ольга заботилась о внучке директивно, она всегда сама знала, что именно нужно пятилетнему человеку, и ей и в голову не приходило обсудить с Оленькой степень и необходимость своих забот. И Оленька, как зеркало, тоже самостоятельно решила, что бабушка уже старенькая и что с памятью у бабушки уже плохо и сама выработала план заботы о бабушке.
С Ольгой разговор был недолгий. Грустно посмеявшись и вытерев слезы, Ольга подумала и признала свои ошибки. Она согласилась с тем, что, желая внучке только самое лучшее, она предпочитала подыгрывать тому образу Оленьки, который сложился у нее в голове и который уже начал отдаляться от реальной девочки.
К счастью, никаких негативных последствий у истории не было. Ольга, поразмыслив, предприняла ряд важных шагов. Теперь она внимательнее относится к внучке, больше разговаривает с ней, делится с Оленькой своими затеями (например, записаться на фитнес) и проблемами (не получается кулебяка), ожидая от Оленьки реального совета и помощи. Бабушка с внучкой, не потеряв нежных и бережных взаимоотношений, стали значительно более уважительно относиться друг к другу.
Венец истории – Баба Оля (конечно при активном участии Оленьки) купила щенка! Теперь бабушка с внучкой вместе растят и воспитывают Тепу, заботятся о нем. Единственное, что меня настораживает – Тепа уже начал сам заботиться о двух Олях…