Эта история произошла сравнительно давно, но она очень показательна.
Вероника, мама Матвея – серьезная, современная, уверенная в себе женщина. Она попросила меня продиагностировать ее сына, четко сформулировав причины своего беспокойства и предельно откровенно описав ситуацию.
Итак, предварительная информация, полученная от мамы.
Роды были тяжелые, врачи боялись осложнений для ребенка, поэтому наблюдали Матвея до трех лет, после чего сняли с учета с формулировкой «здоров».
Когда Матвею было пять, родители весьма мирно разошлись по банальной причине «не сошлись характерами». Вернее, в данном случае темпераментом. Муж был для Вероники чересчур медлительным, «тормозом», чем непрерывно раздражал ее. Вероника же изматывала супруга своей целеустремленной энергичностью.
Матвей любит отца и регулярно с ним встречается. Ничего особенно хорошего Вероника в этом не видит, но и не препятствует встречам, любя сына.
Сейчас Вероника не замужем, живет с восьмилетним Матвеем и своими родителями в просторной квартире в Центре. Взаимоотношения в семье хорошие, бабушка с дедушкой еще работают, но в свободное время много общаются с внуком и совершенно не разделяют мнения дочери, будто у Матвея серьезные проблемы.
Теперь о проблемах. Вероника назвала их несколько, и каждая из них весьма серьезная.
Матвей не играет, вообще. Несколько лет подряд она напрасно покупает сыну разнообразные игры и игрушки, пытается играть вместе с ним. Бесполезно, не играет.
Далее. Матвей ни с кем не дружит. В его классе полно хороших детей, но Матвей равнодушен к ним и совершенно не нуждается в общении.
Теперь учеба. Матвей плохо учится.
Мы договорились с Вероникой, что я приду к ним домой – если у ребенка подобные проблемы, то лучше с ним общаться на его территории.
Первые слова Вероники подтвердились полностью. Квартира была действительно в Центре и действительно была большая и просторная.
И на полках в комнате Матвея действительно пылились сотни рыцарей, все действующие лица и механизмы «Звездных войн» и другие популярные экспонаты. Явно без дела слишком аккуратно рядом с ноутбуком лежал планшет. Все было слишком скучно.
Кроме Матвея. Живой улыбчивый парнишка явно не вписывался в траурный рассказ мамы.
Вероника оставила нас вдвоем.
Я сказала Матвею, что я учительница и пришла проверить, как хорошо он запомнил, что учили в школе. Матвей неожиданно радостно согласился.
Задав несколько вопросов по программе, я убедилась, что Матвей очень даже неплохо владеет школьным материалом и что у него надежно сформированы все необходимые знания, умения и навыки.
Заподозрив предвзятое отношение учительницы, я попросила Матвея показать дневник и тетради и была ошарашена. Прекрасная картина, изредка перемежающаяся записями учителя о неуместном смехе на уроке, о грязи в тетради, о забытой спортивной одежде и об опоздании с перемены. Все говорило о том, что школьная учительница, как и я, видит в Матвее хорошего ученика и нормального мальчишку.
Начав подозревать неладное, я отказалась от проведения специальных тестов и просто попросила Матвея назвать своих друзей. Матвей охотно перечислил: Виктор и Тимур в классе и во дворе, а во дворе еще Игнат и Сергей, они в другой школе учатся. Далее последовал увлекательный рассказ об обычных мальчишеских затеях и проказах.
Вишенкой на торте стала любимая игрушка. Быстро стрельнув в сторону двери глазами – не идет ли мама, Матвей выудил из-под стола игрушку, про которую можно однозначно сказать – Любимая. Слегка потерявший форму медведь немалых размеров с заклеенным скотчем расползшимся боком и нарисованным фломастером взамен утерянного глазом. Этот герой в отличии от рыцарей на полках без дела явно не сидел, о чем Матвей мне взахлеб и рассказывал еще минут десять, найдя благодарного слушателя.
С Вероникой у нас состоялся тяжелый разговор.
Все боли, и от долгого страха за здоровье и развитие ребенка после тяжелых родов, и от глубоко от себя самой спрятанных обид на бывшего мужа – все это вылилось в неадекватное восприятие нормального сына.
Когда Вероника рассказывала о несуществующих проблемах сына, она не лгала и даже не фантазировала. Она действительно была убеждена в существовании у Матвея этих проблем.
Конечно не играет. Совсем. Ведь старый медведь – какая это игрушка, когда я ему столько новых, хороших игрушек покупаю?
Конечно ни с кем не дружит. Два одноклассника в друзьях, прямо как у его отца всю жизнь. Я дружила почти со всем классом. А он… считай, что совсем ни с кем.
Плохо учится. Я-то была до пятого класса круглая отличница, а он? Ведь у него все условия, а он только хорошист…
Да, проблемы опять не у ребенка, а у близкого ему человека. Но ребенок уже осознает, что мама почему-то недовольна им, что она считает его в чем-то виноватым. И если ситуацию не исправить, то уже скоро ребенок будет нести на себе крест за то, что он не такой, как сложилось в голове его мамы. И проблемы, и очень серьезные, будут уже у ребенка.