История 4. Старшеклассница

В кабинете взволнованные родители. Пятнадцатилетняя Даша пока в коридоре. Бабушка с младшими двойняшками и кошкой дома.

По тому, как, дополняя друг друга, родители пытаются подробно описать ситуацию, видно, как они глубоко переживают происходящее и искренне пытаются найти выход из неожиданного тупика, в котором оказалась их дружная семья.

С Дашей всегда было легко. Обо всех этих возрастных кризисах родители знали только понаслышке. Даже строгой бабушке, которая в свое время немало крови попортила Дашиной маме своими двумя постулатами «Девочка должна быть послушной» и «Девочка должна быть трудолюбивой», не в чем было упрекнуть внучку. Даша не только хорошо себя вела, но была очень доброй и ласковой девочкой.

Даша всегда с удовольствием помогала дома, а когда родились двойняшки, стала совсем незаменимой. Каждую свободную минуту возилась она с братом и сестрой, а когда те подросли, со всей ответственностью занялась их развитием.

Придя из школы, Даша всегда аккуратно и быстро делала уроки. К содержимому школьной программы девочка было равнодушна, но делать домашние задания ей нравилось. Ей действительно было приятно качественно поработать и увидеть красивые результаты своего труда.

После уроков Даша забирала мелких из садика и устраивала им ежедневный праздник. Лучше всего было, когда погода позволяла гулять. Вокруг Даши тогда моментально собиралась вся малышня во дворе, даже младшие школьники подключались. Веселые игры, конкурсы, соревнования – Даша откапывала их где только можно. По домам дети возвращались к ужину, уставшие, довольные и узнавшие много интересного.

Неудивительно, что Даша была героем и ангелом для всех родителей их огромного двора.

На школьных переменах Даша тоже все время проводила с малышами, и те не только ждали от нее игр и развлечений, но и спрашивали у девочки совета или жаловались ей на неудачи.

Была у Даши и закадычная подруга, Таня, с которой они шептались и на уроках, и по телефону перед сном, обсуждая фильмы, косметику и мальчиков.

В общем, с Дашей всем было приятно и спокойно. Хорошая девочка, ласковая и совсем неконфликтная. Большая редкость в наше время.

Будущий жизненный путь Даши лежал как на ладони – после школы разумеется педагогический Университет, потом намечаются несколько возможных путей (а именно столько, сколько взрослых в семье): остаться в Университете и заняться педагогической наукой (папина идея), пойти работать в частную школу и дослужиться до завуча (мамина мечта), пробиться в управление школ и стать методистом или инспектором (бабушкино предложение). Родители и бабушка уже сейчас горячо спорили о том, какой путь лучше и заранее подыскивали знакомства по всем направлениям.

Гром грянул неожиданно, и семья восприняла его крайне болезненно. Даша вдруг стала очень плохо, просто ужасно учиться. Она из рук вон плохо делала домашние задания и совсем перестала отвечать на вопросы учителей. Сочинения и контрольные были настоящими отписками. Учителя недоумевали не меньше Дашиных родителей. Сначала пробовали найти причину, разговаривали с Дашей, пытались отыскать конфликт в классе или с кем-нибудь из педагогов, натягивали ей оценки, но потом в категорическом виде порекомендовали родителям сводить девочку к психологу.

Сама Даша, однако, практически не изменилась. Только в глазах появилась небольшая тревожность. С детьми во дворе и в школе Даша явно по-прежнему была счастлива. И дома оставалась такой же ласковой, даже слегка заискивающей. На прямые вопросы об учебе Даша задумчиво отвечала, что у нее скорее всего просто способностей не хватает. Подозрения о влюбленности внешняя разведка в лице бабушки не подтвердила – Даша все так же проводила все время с детворой. Даже тайная проверка телефона ничего не дала, как и попытки что-нибудь выудить у Тани. Похоже, близкая подруга вообще ни о чем не подозревала, не придавая ни своей, ни тем более Дашиной учебе никакого значения.

Два порекомендованных знакомыми репетитора от Даши отказались, сказав, что не привыкли брать деньги за молчание.

Ситуация вышла из-под контроля. Неясно, что стряслось с девочкой и совершенно ясно, что на единственно подходящем для нее будущем при такой учебе можно ставить крест.

Пришлось родителям последовать совету классной руководительницы, и вот они у меня.

Родители Даши вышли в коридор, я попросила Дашу войти.

Симпатичная юная девушка. Спокойный, немного растерянный взгляд.

Для начала я сказала Даше, что можно протестировать ее способности к учебе. Несомненно, Даша не такая уж безнадежная. Увидев, что от этих моих слов девочка, вместо того, чтобы успокоиться, разволновалась еще больше, я продолжила, что тестирование может и подождать, почему бы Даше просто не рассказать о том, как она видит свое будущее, с кем будет через пять –семь лет дружить, как будет выглядеть, где будет жить, кем будет работать.

Даша сразу успокоилась, и разговорилась.

Ну что будет через пять лет…

Дружить Даша разумеется будет с Таней, они давно дружат и отлично понимают друг друга, а еще Таня умеет хранить секреты и никогда ее не выдаст.

Еще у Даши конечно будет парень. Может быть, она даже уже и знает, кто.

А вот насчет выглядеть, уж это Даша знает точно. Она будет вот так вот одеваться (серия фотографий) и вот так вот покрасит волосы (еще одна серия вполне безобидных снимков).

Потом настал черед демонстрации планов относительно обуви и ногтей…

Было ясно, что умная девочка конечно поняла, куда ветер дует и, заслонившись потоком слов, прикидывала, что будет говорить о своей будущей профессии. Я ждала.

Может, Даша и не выдала бы сразу свой секрет, но видно, ей и самой было уже невмоготу тащить на себе тяжелую ношу. Поэтому девочка решила признаться.

Дело в том, что Даша не хочет и никогда не хотела быть школьным учителем (и уж тем более завучем, профессором, методистом…). К учебе и к школе она равнодушна. Даша видит себя только воспитательницей в детском саду. Но об этом НЕВОЗМОЖНО даже намекнуть родителям. Ведь они так ее любят и так ответственно все решают. Да Даша даже не могла себе представить, как, какими словами возразить родителям, не было у нее еще такого опыта.

Но и отказаться от выбранного пути Даша тоже была не в силах. Вот и придумала, казалось бы, беспроигрышный ход. Ну нет у нее способностей для университета, а для педагогического колледжа в самый раз. Никто не виноват. И конфликта избежать можно.

Воспользовавшись миролюбивым нравом девочки, родители поддались искушению решать все вопросы за нее, фактически лишили ее права высказать свое мнение.  Много лет родители и бабушка принимали Дашино нежелание конфликтовать с близкими людьми за постоянное согласие с их мнением. Это было так приятно!

Нельзя назвать психологической проблемой нелюбовь Даши к конфликтам (несколько повышенную мотивацию избеганием). А вот ее близкие действительно получили проблемы, когда девочка попыталась добавить к придуманному ими образу ценящей их постоянную правоту дочки то, что дочка глуповата и не может хорошо учиться. Но наиболее тяжелым испытанием для взрослых стал период осознавания и принятие того факта, что Даша имеет свое мнение о себе и свои желания, и не вовсе всегда хочет полагаться на мнение родных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *