Выставки

 

   Друзья!

   В суете будней не пропустите два довольно знаковых события, подготовленных специально для старшеклассников и их родителей.

2 марта (ЦДХ, м. Парк Культуры; м. Октябрьская) «День карьеры».

16-17 марта (Гостиный двор) Выставка «Образование и карьера».

   Тематика и состав гостей этих мероприятий приблизительно одинаковый: ведущие Вузы, колледжи, различные подготовительные курсы (ОГЭ; ЕГЭ; иностранные языки); организации, представляющие места по целевому набору; площадки по профориентационному ориентированию.

   Если вы уже были на подобных выставках, то лучше отправляйтесь на Дни открытых дверей в сами институты. Это даст возможность пообщаться со студентами и преподавателями, задать напрямую конкретные вопросы, почувствовать атмосферу студенческой жизни.

Числа в химии

   Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907) – великий русский ученый – энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог.

   Он создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл Периодический закон и предложил Периодическую систему химических элементов.

   Менделеев написал лучший для своего времени учебник химии. Он говорил: «Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения.»

История 4. Старшеклассница

В кабинете взволнованные родители. Пятнадцатилетняя Даша пока в коридоре. Бабушка с младшими двойняшками и кошкой дома.

По тому, как, дополняя друг друга, родители пытаются подробно описать ситуацию, видно, как они глубоко переживают происходящее и искренне пытаются найти выход из неожиданного тупика, в котором оказалась их дружная семья.

С Дашей всегда было легко. Обо всех этих возрастных кризисах родители знали только понаслышке. Даже строгой бабушке, которая в свое время немало крови попортила Дашиной маме своими двумя постулатами «Девочка должна быть послушной» и «Девочка должна быть трудолюбивой», не в чем было упрекнуть внучку. Даша не только хорошо себя вела, но была очень доброй и ласковой девочкой.

Даша всегда с удовольствием помогала дома, а когда родились двойняшки, стала совсем незаменимой. Каждую свободную минуту возилась она с братом и сестрой, а когда те подросли, со всей ответственностью занялась их развитием.

Придя из школы, Даша всегда аккуратно и быстро делала уроки. К содержимому школьной программы девочка было равнодушна, но делать домашние задания ей нравилось. Ей действительно было приятно качественно поработать и увидеть красивые результаты своего труда.

После уроков Даша забирала мелких из садика и устраивала им ежедневный праздник. Лучше всего было, когда погода позволяла гулять. Вокруг Даши тогда моментально собиралась вся малышня во дворе, даже младшие школьники подключались. Веселые игры, конкурсы, соревнования – Даша откапывала их где только можно. По домам дети возвращались к ужину, уставшие, довольные и узнавшие много интересного.

Неудивительно, что Даша была героем и ангелом для всех родителей их огромного двора.

На школьных переменах Даша тоже все время проводила с малышами, и те не только ждали от нее игр и развлечений, но и спрашивали у девочки совета или жаловались ей на неудачи.

Была у Даши и закадычная подруга, Таня, с которой они шептались и на уроках, и по телефону перед сном, обсуждая фильмы, косметику и мальчиков.

В общем, с Дашей всем было приятно и спокойно. Хорошая девочка, ласковая и совсем неконфликтная. Большая редкость в наше время.

Будущий жизненный путь Даши лежал как на ладони – после школы разумеется педагогический Университет, потом намечаются несколько возможных путей (а именно столько, сколько взрослых в семье): остаться в Университете и заняться педагогической наукой (папина идея), пойти работать в частную школу и дослужиться до завуча (мамина мечта), пробиться в управление школ и стать методистом или инспектором (бабушкино предложение). Родители и бабушка уже сейчас горячо спорили о том, какой путь лучше и заранее подыскивали знакомства по всем направлениям.

Гром грянул неожиданно, и семья восприняла его крайне болезненно. Даша вдруг стала очень плохо, просто ужасно учиться. Она из рук вон плохо делала домашние задания и совсем перестала отвечать на вопросы учителей. Сочинения и контрольные были настоящими отписками. Учителя недоумевали не меньше Дашиных родителей. Сначала пробовали найти причину, разговаривали с Дашей, пытались отыскать конфликт в классе или с кем-нибудь из педагогов, натягивали ей оценки, но потом в категорическом виде порекомендовали родителям сводить девочку к психологу.

Сама Даша, однако, практически не изменилась. Только в глазах появилась небольшая тревожность. С детьми во дворе и в школе Даша явно по-прежнему была счастлива. И дома оставалась такой же ласковой, даже слегка заискивающей. На прямые вопросы об учебе Даша задумчиво отвечала, что у нее скорее всего просто способностей не хватает. Подозрения о влюбленности внешняя разведка в лице бабушки не подтвердила – Даша все так же проводила все время с детворой. Даже тайная проверка телефона ничего не дала, как и попытки что-нибудь выудить у Тани. Похоже, близкая подруга вообще ни о чем не подозревала, не придавая ни своей, ни тем более Дашиной учебе никакого значения.

Два порекомендованных знакомыми репетитора от Даши отказались, сказав, что не привыкли брать деньги за молчание.

Ситуация вышла из-под контроля. Неясно, что стряслось с девочкой и совершенно ясно, что на единственно подходящем для нее будущем при такой учебе можно ставить крест.

Пришлось родителям последовать совету классной руководительницы, и вот они у меня.

Родители Даши вышли в коридор, я попросила Дашу войти.

Симпатичная юная девушка. Спокойный, немного растерянный взгляд.

Для начала я сказала Даше, что можно протестировать ее способности к учебе. Несомненно, Даша не такая уж безнадежная. Увидев, что от этих моих слов девочка, вместо того, чтобы успокоиться, разволновалась еще больше, я продолжила, что тестирование может и подождать, почему бы Даше просто не рассказать о том, как она видит свое будущее, с кем будет через пять –семь лет дружить, как будет выглядеть, где будет жить, кем будет работать.

Даша сразу успокоилась, и разговорилась.

Ну что будет через пять лет…

Дружить Даша разумеется будет с Таней, они давно дружат и отлично понимают друг друга, а еще Таня умеет хранить секреты и никогда ее не выдаст.

Еще у Даши конечно будет парень. Может быть, она даже уже и знает, кто.

А вот насчет выглядеть, уж это Даша знает точно. Она будет вот так вот одеваться (серия фотографий) и вот так вот покрасит волосы (еще одна серия вполне безобидных снимков).

Потом настал черед демонстрации планов относительно обуви и ногтей…

Было ясно, что умная девочка конечно поняла, куда ветер дует и, заслонившись потоком слов, прикидывала, что будет говорить о своей будущей профессии. Я ждала.

Может, Даша и не выдала бы сразу свой секрет, но видно, ей и самой было уже невмоготу тащить на себе тяжелую ношу. Поэтому девочка решила признаться.

Дело в том, что Даша не хочет и никогда не хотела быть школьным учителем (и уж тем более завучем, профессором, методистом…). К учебе и к школе она равнодушна. Даша видит себя только воспитательницей в детском саду. Но об этом НЕВОЗМОЖНО даже намекнуть родителям. Ведь они так ее любят и так ответственно все решают. Да Даша даже не могла себе представить, как, какими словами возразить родителям, не было у нее еще такого опыта.

Но и отказаться от выбранного пути Даша тоже была не в силах. Вот и придумала, казалось бы, беспроигрышный ход. Ну нет у нее способностей для университета, а для педагогического колледжа в самый раз. Никто не виноват. И конфликта избежать можно.

Воспользовавшись миролюбивым нравом девочки, родители поддались искушению решать все вопросы за нее, фактически лишили ее права высказать свое мнение.  Много лет родители и бабушка принимали Дашино нежелание конфликтовать с близкими людьми за постоянное согласие с их мнением. Это было так приятно!

Нельзя назвать психологической проблемой нелюбовь Даши к конфликтам (несколько повышенную мотивацию избеганием). А вот ее близкие действительно получили проблемы, когда девочка попыталась добавить к придуманному ими образу ценящей их постоянную правоту дочки то, что дочка глуповата и не может хорошо учиться. Но наиболее тяжелым испытанием для взрослых стал период осознавания и принятие того факта, что Даша имеет свое мнение о себе и свои желания, и не вовсе всегда хочет полагаться на мнение родных.

Сколько музеев в мегаполисах?

Задумывались ли вы, сколько музеев в мегаполисах мира?

Париж – 297

Москва – 261

Лос – Анджелес – 219

Сеул – 201

Лондон – 192

Токио – 150

Амстердам – 144

Нью – Йорк – 140

Сан – Франциско – 132

Буллинг

Буллинг (англ. bullying) — агрессивное поведение членов коллектива (или какой-либо небольшой социальной группы) по отношению к одному из членов этого же коллектива. Он может представлять собой издевательства как в физической, так и в психологической форме. Слову «буллинг» в русском языке равнозначны такие слова, как «травля» и «издевательства».

Буллинг — нередкое явление среди школьников, реже встречается и среди студентов, а также коллег по работе. Как известно, дети часто ведут себя жестоко, даже не осознавая этого. Жертвами издевательств обычно становятся дети, чем-либо выделяющиеся из коллектива, например, отличники или двоечники, высокие или низкие, кто-то с рыжими волосами и веснушками или с загорелой кожей, с гетерохромией или дефектами речи, из-за маленького достатка в семье или инвалидности, из-за своих вкусов или мировоззрения, из-за нетипичной в данном коллективе внешности или из-за нежелания подчиняться толпе. Практически любой может подвергнуться травле, которая как минимум подрывает самооценку человека, а может и привести к огромным психологическим проблемам или даже селфхарму (самоповреждению) и суициду. 

Что делать родителям, если они узнали, что их ребенок является жертвой жестокого обращения в школе?

В первую очередь нельзя обвинять в этом себя или ребенка. Только потому, что это произошло, не означает, что вы плохие родители. Во-вторых, необходимо сохранять спокойствие и демонстрировать уверенность в своих силах справиться с данной ситуацией.

И главное: необходимо быть юридически грамотным в этом вопросе и уметь правильно применять свои знания законов.

Федеральный закон п.4 ч. 1 ст. 43 «Об образовании в РФ»: «учащиеся обязаны с уважением относиться ко всем участникам образовательного пространства: учителю, ученику, техническому работнику».

Ст. 5.61 КоАП предусматривает наказание за оскорбление ребенка в виде штрафных санкций. До наступления совершеннолетия за данный вид издевательства за своего ребенка нести ответственность будут родители. Сумма штрафа определяется тем, при каких обстоятельствах было нанесено оскорбление, насколько полно собрана доказательная база. Заявление с претензиями подается законным представителем пострадавшего. Обратите внимание, что дело может в данной ситуации дойти до суда.

Согласно ст. 5.61 КоАП за оскорбление следуют штрафные санкции в пределах от 1000 до 3 000 рублей (для граждан), ст. 151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда через суд.

Нанесение вреда здоровью влечет за собой уголовную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но есть ряд статей УК, согласно которым подростку самому придется нести наказание уже с 14 лет. К ним относится:

  1. ст. 105 – «убийство»
  2. ст. 111 – «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
  3. ст. 112 – «умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
  4. ст. 1074 ГК РФ – определяет, что подростки от 14 лет до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

Правовая грамотность

«Правовая грамотность – помощь родителям и детям» 

В народе говорят: «Берегись бед, пока их нет! ». Хорошо, если родители живут по этому принципу, а не вздыхают о том, что «маленькие детки — маленькие бедки, а большие детки – большие бедки». И при этом не считают необходимым объяснить своему ребенку разницу между шалостью и преступлением. Ведь зачастую дети, достигшие 14 лет не знают о том, что теперь «выяснение отношений» с одноклассником может закончиться не вызовом родителей в школу, а привлечением к уголовной ответственности.

С 14 лет подростки подлежат уголовной ответственности за совершение 20 преступлений, 19 из которых являются умышленными и только одно неосторожным. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за такие преступления как убийство (ст. 105 УКРФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), похищение человека(ст. 126 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), кражу (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ) вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК РФ) и другие, указанные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, преступные деяния.

Установление возрастных границ ответственности за свое поведение предполагает, что по достижении определенного возраста несовершеннолетние уже понимают, что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях их действия могут причинить вред. 

Можно выделить несколько обязанностей, которые государство закрепляет за взрослыми:

Основной обязанностью является воспитание ребенка.

— Родители отвечают за материальное обеспечение чада, состояние его здоровья

— В обязанности родителя перед ребенком входит получение им среднего образования.

— Они отвечают за моральное и нравственное развитие ребенка. 

В отношении подростка запрещены агрессивные действия. Супругам запрещается нанесение вреда их собственным детям. Неадекватные люди, находясь в состоянии алкогольного опьянения, могут представлять опасность для ребенка. Законодательство также запрещает эксплуатацию детей в собственных целях.

Обязанности несовершеннолетних детей к родителям

Дети до 18 лет должны: придерживаться правил, действующих в школе; слушаться родителей; соблюдать правила поведения на улице. С 14 лет в список обязательств подростка государство включает: соблюдение трудового договора, если ребенок работает на предприятии; выполнение трудового законодательства.

Вывод: в современном мире быть юридически грамотным, то есть знать свои права, уметь грамотно защищать их и выполнять свои обязанности перед обществом и семьей, это не роскошь и не пустая трата времени, это – необходимость для полноценной и безопасной жизни в социуме.

История 3. Подросток

Частная школа. В классах по 7-16 учеников. Основное внимание школа уделяет индивидуальному подходу к ученикам.

Моя задача – протестировать школьников и выяснить, какие их психологические особенности важны для обучения.

В проведении тестирования мне помогает Елена Валентиновна – 35-летняя учительница истории, второй год работающая в этой школе. Она очень увлечена психологией и собирается со следующего учебного года начать заочно обучаться школьной психологии. Вообще Елена Валентиновна много чем увлечена и очень активна, живет по девизу «Под лежащий камень вода не потечет». Рано овдовев (муж погиб в автомобильной катастрофе), Елена Валентиновна не опустила руки и не потеряла вкуса к жизни, а сосредоточилась на воспитании сына Егора и на собственном профессиональном росте.

Тринадцатилетний длинный Егор, сын Елены Валентиновны, учится в этой же школе, перевелся, когда мама стала здесь работать (детям учителей школа предоставляет хорошие скидки). Я мало знакома с учениками школы, но вижу, что Егор энергичный, приветливый мальчик, дружит практически со всеми одноклассниками и активно участвует во всех их затеях, хотя обычно не на первых ролях. Настораживает лишь сильно утомленный и безрадостный вид Егора к концу каждого школьного дня, но и это вполне объяснимо, если учесть, что в тринадцать лет подростки быстро и неравномерно растут.

Сегодня мы проводим тестирование по шкале интроверсия-экстраверсия. Это очень важный тест. При помощи легких вопросов школьный психолог быстро определяет, является ли ребенок экстравертом, интровертом или амбивертом (находится посередине между экстравертом и интровертом) и дает учителю важные рекомендации о том, как ребенку лучше осваивать учебный материал.

Если ребенок экстраверт, то учитель во время занятий будет эффективно использовать его стремление к соревнованию, к работе в группе. Для лучшего усвоения темы такому ребенку будет предложено большое количество легких, но нестандартных задач. Учитель позаботится о более частой смене видов деятельности такого ученика и при этом будет более строго следить за его дисциплиной.

Если же ребенок интроверт, то учитель предоставит ему для длительного самостоятельного решения заковыристые задачи, а поощрять ученика будет самым эффективным способом – сравнением его достижений сегодня с его же прошлыми достижениями.

И вот при подведении итогов этого легкого теста меня ждал сюрприз.

Поведение Егора всегда говорило о том, что он яркий экстраверт (любит шумные компании и активно ведет себя в них, легко и много общается со сверстниками). Тест же показал, что Егор сильный интроверт (комфортно ощущает себя лишь в одиночестве, предпочитает общение со взрослыми контактам со сверстниками).

Решив, что Егор, балуясь, умудрился списать у кого-то из приятелей ответы на вопросы теста, я на следующий день предложила ему несколько других тестов на интроверсию-экстраверсию. В эти тесты я включила вопросы-ловушки на лживость. Результат обескуражил. Егор искренне

ответил на вопросы, и опять он сильный интроверт!

Недоумевая, я решила поговорить с мамой Егора. Может, Елена Валентиновна сможет объяснить такое противоречие между поведением мальчика и результатами тестов?

И Елена Валентиновна объяснила. Увлекшись психологией, Елена Валентиновна смогла самостоятельно определить, что ее сын интроверт. Но, неправильно поняв мнение психологов, решила, что интроверсия — это не одна из особенностей личности, а вредная черта характера, мешающая в дальнейшей жизни, которую необходимо как можно быстрее искоренять. И Елена Валентиновна со всей своей энергичностью и силой материнской любви и заботы, с убежденностью в собственной правоте, буквально атаковала своего сына. Уговорами и наказаниями, разъяснениями и непрерывным контролем Елена Валентиновна добилась «правильного» поведения Егора, по крайней мере в школе в первой половине дня.

Своей деятельностью в этом направлении Елена Валентиновна была полностью довольна, и теперь в ее планах стояло поехать с сыном в санаторий, обследовать Егора и выяснить, почему ее ребенок теперь к середине дня дико уставший и такой несчастный, почему в последнее время у него ухудшился сон и начались головные боли.

Мне страшно было даже представить тот груз, под которым больше года мучился ни в чем не повинный, до этого прекрасно развивающийся мальчик! Как же долго Егор был вынужден играть роль, притворяться другим, отказываясь от своего нормального, естественного состояния!!!

Пришлось немедленно вправлять мозги самодеятельной психологине. Я применила ее же метод активной атаки, усадив Елену Валентиновну за компьютер и заявив, что она не выйдет из класса, не написав и не распечатав два реферата: «Выдающиеся Интроверты» и «Роль родителей в возникновении неврозов у подростков».

Выйти, вернее выбежать, Елене Валентиновне вскоре все-таки пришлось. Ревя и размазывая тушь по щекам, Елена отпихнула меня и выбежала в коридор уже давно опустевшей школы. Она долго не возвращалась, и я решила пройтись до туалета, проверить, все ли с ней в порядке. Но Елена была не в туалете. В конце коридора она всхлипывала на груди поджидавшего ее сына и что-то быстро говорила ему. Длинный Егор гладил маму по ее непутевой голове, нежно улыбался и впервые во второй половине дня выглядел счастливым.